«Индивидуальные» перформансы, исполняемые самим художником или
группой художников – это уже классика. Так работает европейская
знаменитость и один из пионеров жанра Марина Абрамович, такими запомнили москвичи перформансы российского автора Олега Кулика в начале 90-х.
Возможно также вовлечение зрителей в процесс путем рискованной
импровизации. Рискованной как для автора, так и для зрителей и
участников – исход может быть трагическим, вплоть до летального.
В этом случае художник не просто пытается донести свою мысль до
зрителя, как в предыдущей ситуации. Здесь автору важен отклик, реакция
людей, «групповое взаимодействие» и коллективность по словам Анатолия Осмоловского. Но, читая и просматривая десятки интернет-ссылок с информацией,
припоминая то, что приходилось видеть «вживую», я так и не прониклась
идей индивидуального перформанса как искусства. Зато точнее поняла, что
именно меня не устраивает. В целом претензия всего одна, а именно –
бессмысленность действа. То есть неприятие вызывают или убогие мысли,
которые пытаются до нас донести, или отвратительный способ их выражения.
К первому, на мой взгляд, можно отнести перформанс «Отношения во
времени» Марины Абрамович, когда они с партнером оставались связанными
волосами в течение 17 часов. Можете меня презирать, но мне это не
кажется гениальным.
Или, например, перформанс того же автора, но уже 1997 года,
получивший главный приз Венецианской биеннале – «Балканское барокко»,
выражавшееся в мытье окровавленных костей. Содержание понятно, но не
оставляет подозрение, что жюри биенналле просто… не сочло возможным
отдать приз менее «политически грамотным» работам. 
Чтобы читать дальше - пройдите, пожалуйста, по ссылке.
Источник: http://www.colorludi.ru/performans-1/ |